пятница, 6 ноября 2009 г.

Бизнес по-еврейски. Хороший конспект хорошего учебника.

Бизнес по-еврейски: 67 золотых правил Изменить


Абрамович Михаил.

Бизнес по-еврейски: 67 золотых правил

В этом конспекте книги приводятся правила ведения бизнеса, созданные древними мудрецами, которые при этом удивительно актуальны для бизнеса 21 века. Может быть, именно эти правила, передающиеся от одного поколения евреев к другому, позволяют создавать огромные финансовые состояния? Об этом не пишут в учебниках по экономике, но, вероятно, подавляющее большинство представителей мировой бизнес-элиты соблюдает золотые правила бизнеса по-еврейски:

Правило 1. Пусть имущество собратьев ваших будет вам так же дорого, как собственное

Правило 2. Не покупай краденого

Правило 3. Совершай добрые деяния

Правило 4. Не ленитесь быть щедрым

Правило 5. Не лги

Правило 6. Отдавай с радостью

Правило 7. Когда человек говорит: «Я голоден». В больших городах очень много людей, которые просят деньги у прохожих. Это неприятно. Как вести себя в таких ситуациях? Давая указания людям, в чьи обязанности входит распределение милостыни, Талмуд также наставляет и тех, кого неожиданно обступили нищие: «Если человек просит: «Дай мне одежду», необходимо узнать (не мошенник ли он); если же он просит: «Накорми меня», ничего не надо выяснять (но накормить немедленно, дабы не умер он от голода во время расспросов)».

Правило 8. Не теряй понапрасну времени

Правило 9. Держись подальше от плохого соседа

Правило 10. Не говори ничего, если тебе нечего сказать

Правило 11. Ограничь свой гнев, сердись только на неблагоприятные обстоятельства

Правило 12. Благосклонно судите обо всех поступках человека

Правило 13. Возвращайте утерянное

Правило 14. Пока горит свеча, мы можем улучшить самих себя, наши отношения, наш мир.

Правило 15. Не «воруйте» чужие мысли

Правило 16. Когда не подать милостыню — величайшая милостыня. Талмуд учит, что, по закону о Цдаке, необходимо создать такие условия, при которых человек больше не будет нуждаться совсем или, по крайней мере, в течение достаточно долгого времени. Высшее милосердие — помочь бедному еврею подарком, ссудой или предоставлением работы, или дать ему долю в деле — одним словом сделать так, чтобы он больше не нуждался в помощи других людей.

Правило 17. Давайте деньги в трудные времена

Правило 18. Всегда приветствуйте другого человека

Правило 19. Еврейская этика речи: что такое «ля-шон а-ра»? Все знают, что клевета и ложь безнравственны и, в некоторых случаях, незаконны. Однако очень многие не видят ничего аморального в злых словах, если они правдивы. По еврейскому закону, это неверно. На иврите запрещенная речь о ком-либо называется «ля-шон а-ра» (буквально — «злой язык»), и сюда относят любые высказывания, которые, хотя и правдивы, могут принести вред человеку (то есть злословие).

Правило 20. Цдака — это больше чем просто милостыня. Слово «милостыня» означает «добровольное пожертвование». Если человек не подает милостыни, его можно назвать «немилосердным», что неприятно, но не дает оснований для наказания в законодательном порядке. Слово «цдака» происходит от «цедек» (на иврите «справедливость»). Иудаизм требует, чтобы люди были справедливы в делах. В течение всей еврейской истории, во времена самоуправления еврейских общин, евреи давали цдаку так же, как сейчас платят налоги.

Правило 21. Когда следует рассказать то, что слышал? Еврейский закон запрещает распространение слухов. Но это слишком строгое требование. Например, вы не знаете чего-то наверняка, но требует ли это, чтобы вы стояли в стороне и смотрели, как ваш друг теряет деньги или рискует здоровьем и может стать жертвой небрежности врача? Можно найти «золотую середину»: рассказать другу о том, какие ходят слухи и упомянуть, что это еще не факт.

Правило 22. Защита справедливости

Правило 23. Каждый заслуживает слова благодарности

Правило 24. Тот, кто узнает от собеседника хотя бы одну главу. Не обязательно, чтобы ты научился у кого-то очень многому. Но, по еврейской этике, ты обязан быть благодарным этому человеку, даже если узнал только «одну главу... одну строку, одно выражение».

Правило 25. Указывайте источник информации

Правило 26. Кто богат? Почти две тысячи лет назад вопрос «Кто богат?» появился в Талмуде. Рабби Тарфон (во 2 веке н. э.) ответил: «Тот, кто имеет сто виноградников, сто полей и сто рабов, их обрабатывающих». Но Рабби Бен Зома, молодой коллега Рабби Тарфона, предложил другой ответ: «Тот, кто счастлив тем, что имеет».

Правило 27. Сторонись неправды

Правило 28. Не взимайте процента. Тора запрещает взимать проценты с евреев, но разрешает поступать так в отношении других людей: «Не бери проценты с брата твоего: ни с серебра, ни со съестного, ни с чего-либо, что можно отдавать в рост. С чужеземца можешь брать проценты, но с брата твоего не бери». Тора была написана во времена, когда большинство евреев занимались сельским хозяйством. Человек просил взаймы только в случае крайней нужды. Ясно, что категоричный запрет Торы основан, прежде всего, на моральных принципах. Экономика развивалась, и люди стали занимать деньги, чтобы основать новое или расширить уже существующее дело. Строгий запрет Торы мог замедлить экономический рост. В еврейском законе появилось понятие «хетер иска» (буквально — разрешение вести дело), которое и сейчас используется ортодоксальными евреями. Кредитор получает гарантированный процент «дохода», даже если предприятие убыточно. Но не разрешается прибегать к этой узаконенной уловке, если человек просит одолжить денег на предметы первой необходимости: еду, одежду, плату за жилье или обучение. В таком случае необходимо безвозмездно предоставить заем. Руководствуясь здравым смыслом, дайте столько, сколько сможете, чтобы это не принесло вам существенных убытков в случае невозвращения долга.

Правило 29. Не заставляйте людей лгать вам

Правило 30. Не требуйте от людей невозможного

Правило 31. Не оскорбляйте врагов своих

Правило 32. Крадущий время — вор, так же как и крадущий деньги

Правило 33. Что если бы сегодня вы могли прочесть свой некролог?

Правило 34. Платите работникам вовремя

Правило 35. Обязанности работника перед его нанимателем. Работник, получающий плату в назначенное время, должен хорошо выполнять свои обязанности. Если человек работает на двух хозяев или задерживается допоздна на вечеринках и приходит на работу сонным или с похмелья, он виновен в краже. Кража времени — это, конечно, только один способ обмана нанимателя. Так же нехорошо преувеличивать свои расходы или притворяться больным.

Правило 36. Даже если вы не согласны с какой-либо точкой зрения, выслушайте вашего оппонента

Правило 37. Не следует говорить все, что думаешь

Правило 38. С уважением относитесь к своим работникам

Правило 39. Бесплатных обедов не бывает

Правило 40. Иногда необходимо дать больше, чем достаточно, если ты действительно хочешь дать достаточно

Правило 41. Является ли ваша работа духовной? Рабби Арье Левин понимал, что «любая работа может помочь достичь величия духа». Перед тем как утром отправиться на работу, подумайте о духовном значении вашего дела. Какие у вас есть возможности улучшить этот мир и чью-либо жизнь? Потратьте несколько минут, чтобы это обдумать.

Правило 42. Недостаточно просто накормить голодного. Рабочий рассказывал: «Как правило, мы едим вместе, поэтому каждый из нас кладет на общий стол продукты, которые принес из дому. Но сегодня я заметил, что у одного рабочего не было хлеба, и он стыдился этого. Я сказал всем: «Сегодня я собираю еду». Когда я подошел к этому человеку, то сделал вид, что беру хлеб и у него, чтобы ему не было стыдно». Шмуэль сказал ему: «Ты совершил благое дело». Накормить голодного — это хороший поступок. Но рабочий не ограничился этим. Он уберег брата своего не только от голода, но и от стыда. По Талмуду, это образец праведного поведения.

Правило 43. Наниматель должен знать, и как живет его работник

Правило 44. До смертного дня. Независимо от того на пенсии человек или нет, по учению иудаизма, он не должен отрываться от жизни. Пожилые люди также обязаны выполнять заповеди, как и молодые. Маймонид напоминает нам, что и пожилые люди должны наполнить свою жизнь учением.

Правило 45. Не храни злобы

Правило 46. Пределы самопожертвования. Если может выжить только один, твоя жизнь важнее. Иудаизм никогда бы не потребовал от человека мученической смерти.

Правило 47. Иди и собери перья. Злые слова могут нанести вред репутации человека. Содеянное зло потом невозможно будет исправить. Известна история XIX века о человеке, который распространял клевету о своем раввине. Однажды он осознал, насколько несправедливы были его слова. Он пошел к раввину и попросил простить его. Раввин согласился, но поставил условие: пойти домой, разрезать подушку и пустить перья по ветру, а затем вернуться в дом раввина. Человек был озадачен странным условием. Он быстро развеял перья и пришел вновь:

Я прощен? — спросил он.

Еще одно. Иди и собери все перья, — ответил раввин.

Но это невозможно.

Конечно. И хотя ты искренне желаешь исправить совершенное зло, это так же невозможно, как собрать все перья.

Прежде чем произнести злые и, возможно, несправедливые слова, подумайте, не пускаете ли вы перья по ветру, перья, которые потом будет невозможно собрать.

Правило 48. Когда необходимо отойти в сторону. Тора требует, чтобы мы были справедливы. Если человек любит кого-то, он не видит его вины, если ненавидит кого-то, то не видит его заслуг. Когда мы не можем быть беспристрастными, то лучше отойти в сторону, позволив кому-то другому разобраться в ситуации и принять решение.

Правило 49. Талмуд учит: «Если кто хочет убить тебя, убей его первым». Согласно Талмуду, как отдельные люди, так и целая нация, имеют право напасть первыми на того, кто собирается их уничтожить.

Правило 50. Когда необходимо прийти раньше. Если предстоящее событие важно для других людей, старайтесь не просто прийти вовремя, а немного раньше. В худшем случае вам придется подождать несколько минут, но, если возникнут неожиданные проблемы, вы все равно не опоздаете.

Правило 51. О любви к себе. Стих Торы «Люби ближнего твоего, как самого себя» подразумевает, что надо «любить себя» тоже. Не научившись любить себя, а, следовательно, и свои желания, сложно любить других людей.

Правило 52. Человек не должен быть слишком щедрым. На благотворительные цели следует пожертвовать от десяти до двадцати процентов дохода, но не больше. Раввины полагали, что если человек отдает слишком много, это может разорить его. В таком случае ему самому понадобится помощь. Талмуд напоминает нам, что человек должен придерживаться золотой середины. Подавайте милостыню, делайте это с радостью, но не надо в один миг жертвовать всем. Лучше помогайте бедным в течение долгих лет. Адекватное отношение очень важно во всем, даже в таком деле, как благотворительность. Уравновешенный человек может принести намного больше пользы обществу, чем импульсивный. Ведь своими продуманными действиями он будет помогать людям из года в год, внося свой посильный .вклад в улучшение того мира, в котором живет он и его семья

Правило 53. Не считайте себя избранными

Правило 54. Имея власть, будьте великодушны

Правило 55. Не стремитесь исполнить мицву за чужой счет (то есть уважайте чужой труд, не будьте щедрыми за чужой счет). Перед тем как преломить хлеб, человек должен вымыть руки и прочесть благословение. Однажды коллеги заметили, что Рабби Исраэль Салантер стремится использовать для этой цели как можно меньше воды. Его спросили, почему, выполняя заповедь, он экономит воду. Рабби ответил: «Эту воду служанка приносит из колодца. Ее кувшин тяжелый, а я не хочу исполнять мицву за чужой счет».

Правило 56. Научитесь говорить: «Мне нужно»

Правило 57. Твоя кровь краснее? К Раву (Рабби, живший в IV в. н. э.) пришел человек и сказал: «Правитель моего города приказал мне убить человека, если я откажусь, он велит убить меня. (Что мне делать?)». Рава сказал: «Умри, но не убей. Ты думаешь, что твоя кровь краснее? Может быть, кровь этого человека краснее».

Данный принцип применим и в повседневной жизни. Прежде чем отстаивать собственные интересы за счет другого человека, задайте себе вопрос Рава: «Ты думаешь, что твоя кровь краснее?»

Правило 58. Пусть ваше слово, но не клятва, обязывает вас

Правило 59. Никогда не оскорбляйте другого человека

Правило 60. Худшая форма воровства. Хуже красть у многих, чем у одного: ибо, крадя у одного, можно умиротворить его, вернув краденое, а крадя у многих — нельзя. Тот, кто обманывает другого и впоследствии сожалеет о содеянном, все же имеет возможность разыскать пострадавшего и искупить свою вину. Но тот, кто крадет у многих (например, тот, кто использует неверные весовые гири в своем магазине или занимается спекуляциями на бирже), не знает всех своих жертв, поэтому обман становится, подобно убийству и клевете, неисправимым злом. Но что, если этот человек желает покаяться? Может ли он искупить свою вину? Если человек обманул многих, он должен, согласно еврейскому закону, «вернуть краденое тем из жертв, кого он знает, а остаток отдать на общественные нужды».

Правило 61. Несправедливая конкуренция (злоупотребление правом, шикана). «Если бедняк смотрит на лепешку (намереваясь купить ее), а другой человек (зная, что бедняк собирается совершить покупку) приходит (и покупает ее)... этот человек является злым» (Вавилонский Талмуд). Но учение Талмуда применяется не только в этом случае. Запрещено переходить дорогу брату своему, если он готов совершить сделку, но еще не подписал договор: «Если человек ведет переговоры, намереваясь купить движимое или недвижимое имущество, а другой старается опередить его (исключительно с намерением причинить вред первому), то второй человек творит зло» (Шульхан Арух: Хошен Миш-пат, 237:1). Еврейская этика одобряет конкуренцию, но конкуренция не должна быть безжалостной.

Правило 62. Планируйте свою жизнь

Правило 63. Поощряйте себя за хорошую работу

Правило 64. Ставьте конкретные цели

Правило 65. Поручайте дела другим

Правило 66. Оценивайте свои поступки

Правило 67. Равновесие жизни. Очень важно, чтобы все сферы вашей жизни находились в гармонии друг с другом. Если нет гармоничного равновесия между сферами вашей жизни, то в любой момент времени вы будете уязвимы. Чем сильней вы будете становиться в какой-то одной сфере вашей жизни в ущерб остальным, тем более вы будете уязвимы. Ведь цепь прочна ровно настолько, насколько прочно ее самое слабое звено.

Комментариев нет:

Отправить комментарий